Основные характеристики и классификации
Роликоопоры — специальные металлические конструкции, которые держат конвейерные ролики, с их помощью обе ветви ленты могут автоматически центрироваться. Эти конструкции бывают трех типов:
- легкие (для перемещения легких и некрупных грузов);
- средние (для транспортировки материалов умеренной тяжести);
- тяжелые (для работы с крупногабаритным грузом).
- прямые;
- центрирующие;
- гирлянды (подвесные);
- желобчатые;
- дефлекторные.
Последние роликоопоры создаются специально для тяжелых и специальных условий эксплуатации, в основном они находят применение в шахтных конвейерах, причем такие конструкции отличаются своей высокой степенью жесткости и надежностью. Они построены таким образом, что выпадение ролика из кронштейна полностью исключается, а в случае бокового схода лента повреждена не будет.
В зависимости от некоторых конструктивных особенностей и предназначения, модификации роликоопоры могут быть следующими:
Подвесные роликоопоры (так называемая «гирлянда») разрабатывались для использования на тросово-канатовых конвейерах, предназначенных для транспортировки крупнокусковых грузов. Такая конструкция имеет несколько преимуществ: во-первых, она уменьшает давление на ленту за счет своей гибкости, во-вторых, увеличивает ресурс работы самих подшипников, в-третьих, в полтора-два раза повышает скорость движения ленты. Гирлянда производится с разным количеством роликов, она очень удобна при установке и демонтаже, и чаще всего используется в угольной промышленности.
Желобчатые роликоопоры предназначаются для осуществления установки верхнего типа на прогоны ленточных конвейеров, они могут поставляться сразу в составе конкретного транспортера или устанавливаться отдельно, угол их наклона при этом может быть разным. Амортизирующие опоры устанавливают специально в местах загрузки конвейера, они придают ленте плавный ход, по сравнению с гладкими опорами, а еще они хорошо сохраняют подшипники и саму ленту от сильного и преждевременного износа. Прямые роликоопоры предназначены для поддержания верхней или нижней ветви ленты, чаще всего они используются в работе со штучными грузами. При значительной ширине конвейерной ленты и больших скоростях движения через определенные промежутки устанавливаются специальные центрирующие опоры.
Все конструкции исполняются как в серийных модификациях, так и по специальным чертежам и индивидуальным параметрам, определенных заказчиком. От того, как будут работать роликоопоры, зависит многое: срок службы ленты, объемы потребляемой энергии и производительность всей конвейерной системы. К этой составляющей транспортера всегда предъявляют наиболее высокие требования, они обязательно должны быть крепкими, надежными, прочными, иметь малое сопротивление вращению и создавать ленте благоприятные условия для работы. Формы и глубина роликоопоры для конвейера отличаются в зависимости от характеристик перевозимого материала и непосредственно самого оборудования.